10.01.2020
Неожиданный визит Владимира Путина в Дамаск, а затем переговоры с турецким лидером Реджепом Эрдоганом в Стамбуле на фоне ближневосточной эскалации между США и Ираном заставили серьёзно призадуматься союзников США. На Западе уже звучат мнения о том, что именно Россия является ключевым игроком в регионе, а действия Путина знаменуют собой первый глобальный успех российской политики в 2020 году.

С момента противоправного и беспощадного убийства американцами влиятельного иранского генерала Касема Сулеймани мир замер в ожидании новой глобальной войны. Удары армии Ирана по американским военным объектам в Ираке лишь подтвердили наихудшие опасения и убедили мировую общественность в том, что тугой узел противоречий на Ближнем Востоке окончательно сжался, а распутать его может лишь одно — война. На фоне громких угроз со стороны Вашингтона о планах нанести удары по 52 военным объектам в Иране, а также не менее серьёзных заявлений Тегерана о подготовке ответа в виде ударов по Израилю, в ожидаемой войне наступает внезапное затишье. Параллельно с этим президент России Владимир Путин приехал в Дамаск, где встретился с сирийским коллегой Башаром Асадом, а затем отправился в Стамбул на переговоры с Реджепом Эрдоганом.
В этот момент в Вашингтоне выступал Дональд Трамп. Вопреки ожиданиям многих, он отказался от военной кампании против Ирана, ограничившись лишь угрозами введения новых санкций. Союзники Вашингтона по НАТО уже фактически отказались воевать за США в американо-иранском конфликте, а генсек альянса Йенс Столтенберг открестился от убийства Сулеймани, назвав его решением США, а не НАТО. Канцлер Германии Ангела Меркель отправится на переговоры по Ближнему Востоку вовсе не в США к Дональду Трампу, а в Москву — к Владимиру Путину.
По совокупным западным оценкам, новая ближневосточная партия Трампа уже проиграна, едва начавшись, а триумфатором является именно Путин. Почему западные лидеры, СМИ, политики и общественность пришли к такому мнению?
Прагматизм Путина и нервы Трампа
Если до 8 января западная общественность в основном ждала большой войны на Ближнем Востоке, которая могла начаться с обмена новыми ударами между американскими силами и Ираном, то после телевизионного обращения Дональда Трампа и визита Владимира Путина в регион тональность резко изменилась. Сразу два влиятельных американских СМИ вышли с заголовками о том, что Путин одним движением развернул всю ситуацию в свою пользу.
В условиях растущей напряжённости на Ближнем Востоке лишь один мировой лидер выглядит абсолютно спокойным — Владимир Путин. Российский президент прибыл в Дамаск во вторник в рамках своего второго визита в Сирию с момента начала гражданской войны в этой стране почти девять лет назад, — отмечает Bloomberg.
В то время как США (и лично Трамп) метались между жёстким военным ответом Ирану на атаку американских баз в Ираке и выводом своих сил из-под удара, Путин, не комментируя происходящее, отправился в Дамаск. Что характерно, встреча российского президента с сирийским коллегой Башаром Асадом произошла именно в столице Сирии, а не на авиабазе в Хмеймиме, куда в предыдущий раз приезжал сирийский лидер для встречи с Путиным. Западная общественность буквально сразу охарактеризовала визит Путина в Сирию как сигнал о том, кто в действительности «заказывает музыку» на Ближнем Востоке.
«Но Путин продолжает продвигать свою собственную повестку дня в регионе. Российский президент отправился из аэропорта Дамаска в командный пункт российских войск, где встретился со своим коллегой и союзником Башаром Асадом», — отмечает агентство.
Bloomberg приводит мнение экспертов, которые считают визит Путина в Дамаск и Турцию сигналом о сохранении стабильности российской политики в регионе на фоне американской дестабилизации. Эксперты также называют последовательную политику России «выгодной» на фоне непредсказуемости Дональда Трампа.
Успехами отмечается и политика Путина на турецком направлении. Западное сообщество уже не первый месяц заявляет, что Москве удалось стать для Анкары союзником в гораздо большей степени, чем США или партнёры Турции по НАТО. И дело тут не только в громкой сделке по С-400 перед лицом американских санкций, но и в том, что Эрдоган стремится выстраивать независимую политику, в чём ему теперь необходима поддержка России.
В материале Bloomberg говорится, что Турция является членом НАТО, но Путин за последние годы добился большого успеха, так как Эрдоган всё больше отдаляется от исторических союзников своей страны в Европе и США.
Что же касается обстановки в самих США, то она была накалена до предела, пока выход этому пару не дал сам Трамп. В своём обращении он отказался от проведения военной операции против Ирана и ограничился лишь угрозами новых санкций. В западном сообществе моментально оценили этот шаг как слабость США, теряющих влияние на Ближнем Востоке. В этой ситуации инициативу внезапно перехватил Владимир Путин.
"У президента России Владимира Путина была напряжённая неделя, которая началась после удара американского беспилотника, в результате которого погиб иранский генерал Касем Сулеймани. Визит Путина во вторник в Сирию стал символом новой реальности в последние месяцы: стратегическое положение США на Ближнем Востоке остаётся загадкой для многих их союзников, и Россия более чем готова заполнить любой вакуум", — пишет New York Times.
Обратим внимание: Путин стал первым из мировых лидеров, кому позвонил президент Франции Эммануэль Макрон после обострения ситуации на Ближнем Востоке. Канцлер Германии Ангела Меркель для обсуждения ближневосточной повестки прибудет отнюдь не в Вашингтон на встречу с Трампом (хотя это было бы логично), а в Москву на встречу с Путиным.
Наконец, 8 января прояснилась и позиция НАТО по американо-иранскому вопросу. Европейские страны из числа союзников США по НАТО и раньше не слишком жаловали агрессивную политику Трампа по Ирану. Так, например, они осуждали выход США из соглашения по иранской ядерной программе (Совместного всеобъемлющего плана действий, СВПД), которое стало итогом очень долгой и кропотливой работы «шестёрки» международных посредников. Теперь же, когда США просто взяли и убили Сулеймани, Европа пытается дистанцироваться от чуждой ей политики «по-американски». Краеугольным тут стало заявление генсека НАТО Йенса Столтенберга. Он назвал убийство Сулеймани «решением США, а не решением, принятым международной коалицией и НАТО".
Источник
|